Экономист Мария Петрова: как рынок влияет на свободу слова
- 1
Представляем одного из лауреатов Гайдаровской премии для молодых экономистов, которые 25 сентября выступят с почётными докладами на Экономическом факультете МГУ: Мария Петрова, исследователь Института Политической Экономики и Управления Барселоны, доцент экономики Университета Помпеу Фабра, доцент экономики Российской Экономической Школы, директор по научной работе Центра Изучения Интернета и Общества.
Мария награждена за работу Mass media and special interest groups, опубликованную в журнале Journal of Economic Behavior & Organization.
Фонд Гайдара: Что интересного открыли для себя лично, когда писали эту статью?
Мария Петрова: Когда я начала работать над темой, то считала, что развитие рекламного рынка всегда приводит к увеличению свободы СМИ. Эмпирические результаты по американским газетам XIX века (описанные в другой статье) это подтверждали.
В то время большинство газет было партийными. Поскольку в большинстве мест у читателя был доступ только к одной газете, имелся и сомнительный выбор: либо читать газету в духе «Правды» лучших времен, либо узнавать новости от соседей. Но в тех местах, где рост рекламного рынка был высоким, газеты быстрее становились независимыми от политических партий.
Более того, они в итоге становились настолько независимыми, что после нескольких журналистских расследований даже члены Конгресса начали голосовать за законы по защите прав потребителей, борьбе с коррупцией, ограничению чиновнического произвола. Правда, так получалось не всегда и не везде. Можно привести теоретические аргументы, почему и когда такая логика не работает. Увеличение рекламных доходов позволяет СМИ обращаться к более широкой аудитории, и если аудитория очень ценна для группы специальных интересов (например, для правительства), то у них больше стимулов пытаться контролировать СМИ при больших рекламных доходах. Проиллюстрировать этот пример может эволюция СМИ в 2000 годы в России, когда рекламные доходы росли, а свобода СМИ - нет.
Ф.Г.: Одна из Ваших работ, написанных в соавторстве, называлась Radio and the rise of Nazis in pre-war Germany. К каким выводам пришёл ваш коллектив в оценке влияния радио на формирование режима? Можно из этого провести параллели с современностью?
М.П.: Наши результаты показали, что радио сыграло важную роль как в том, чтобы убедить людей голосовать за нацистов в 1933 году, так и в том, чтобы убедить людей поддерживать политику Гитлера, проводимую после его прихода к власти. Интересным является также то, что до 1933 радио убеждало людей не голосовать за нацистов, то есть убеждение работало в обратном направлении. Для современной России урок состоит в том, что существует опасность чрезмерной монополизации СМИ. Если, к примеру, все телеканалы контролируются правительством, это может быть плохо для демократии.
Послушать почётный доклад Марии Петровой "Экономика СМИ" можно 25 сентября в 19.00 на Экономическом факультете МГУ, Зал П5.
Почитать колонки на русском языке в интернет-издании slon 1, 2
Ознакомиться с работами Марии на английском