«Все три статьи по-своему просты, но при этом фундаментальны»
- 1
Все три статьи показывают, насколько разнообразна современная экономическая наука в вопросах и методах исследований. Все три – по-своему просты, но при этом фундаментальны, с большими возможностями дальнейшего применения и в науке, и на практике.
Начнем с теории. Одним из базовых элементов экономической теории является выбор, а именно – то, что любой экономический агент из любых двух альтернатив (например, яблоко или апельсин) может выбрать одну. А что если человек (как экономический агент) не уверен в своем выборе? Влияет ли это на его поведение? Андрей Савочкин вместе со Стефанией Минарди предложили способ, как моделировать неуверенный выбор, и построили теорию такого выбора. Основной результат – то, как такие предпочтения можно формально представить. Результат – элегантен и обманчиво прост. Представьте, что перед вами выбор, взять завтра зонт или надеть куртку. Зонт лучше, если будет проливной дождь, а куртка – удобнее, если дождик будет небольшим. Вам осталось посчитать количество критериев (или, в условиях неопределенности, сценариев), возможно, с некоторыми весами, согласно которым зонт лучше, чем куртка, и наоборот. Соотношение получаемых чисел можно использовать как меру уверенности или неуверенности в данном и любом другом подобном выборе, и это то, что экономисты не умели делать до сих пор.
Мороженое может быть хорошим стимулом для того, чтобы ребенок выполнил некоторое задание. Но будет ли ребенок выполнять задание в следующий раз без мороженого? Возможно, не стоит каждый раз предлагать мороженое. Но если не каждый раз, поймет ли ребенок, что когда мороженое предлагают, задание может быть сложным? Станет ли его выполнять? Андрей Бремзен, Антон Суворов, Елена Хохлова и Йерун ван де Вен провели эксперимент, цель которого – выяснить, важно ли информационное содержание тех стимулов, которые предлагаются работникам? В эксперименте «работодатели» видят сложность задания и решают, какую зарплату и бонус за выполнение установить. А «работники», наблюдая только условия, но не сложность (потери для себя), решают, выполнять ли задание или нет. Важная инновация в том, что у работников может быть еще один проект подобной сложности, и они также решают, выполнять ли им свой проект или нет. Эксперимент показывает, что и работодатели, и работники действуют достаточно рационально: работодатели предлагают высокие бонусы, если проект сложный, а работники понимают, что их собственный проект сложный, если им предложили высокий бонус, и не выполняют его. Основная ценность работы – в явной идентификации важности информации, неявно передаваемой в процессе предоставления стимулов.
Лучше торговать, чем воевать?! Это может быть правдой, а может быть нет, и каждая страна сама решает, что ей лучше. Роман Захаренко и Александр Тарасов вместе с Майклом Сейцем строят и оценивают модель взаимодействия стран, торгующих и конфликтующих между собой. Основная ценность модели в том, что она позволяет оценить непрямые (внешние) эффекты от различных шоков или действий конкретных стран на другие страны, в частности от торговых шоков и трат на вооружение. Уменьшение торговых издержек между двумя странами вследствие понижения тарифов, например, может привести к росту торговли, что понижает вероятность возникновения конфликта между ними и приводит к уменьшению издержек на оборону, а это, в свою очередь, понижает вероятность конфликта с другими странами и влияет на торговлю. Авторы просчитывают модель на макроэкономических данных и данных о конфликтах для 181 страны с 1993 по 2001 годы и показывают, что непрямые эффекты могут быть существенными. Авторы просчитывают несколько сценариев, в частности, эффект от увеличения ценности импорта из США в Россию. Внешний эффект от этого на благосостояние в мире оказывается примерно таким же, как прямые (примерно одинаковые) эффекты на благосостояние России и США вместе взятых.